Вернуться к Родителям

Помощь людям с РАС и другими ментальными нарушениями

Фонд содействия решению проблем аутизма в России “Выход” (официальный сайт)

РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»

Портал https://proautism.info/

Перечень организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в которых осуществляется многопрофильная комплексная помощь несовершеннолетним с РАС и другими ментальными нарушениями

Информация о негосударственных поставщиках, действующих на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района на 12.12.2022 СКАЧАТЬ

5 приложений «Артьютор»

5 приложений «Артьютор» («Безопасность», «Гардероб», «Гражданин», «Осознание действий», «Обучение реальности») https://vk.com/wall-194726038_573
7 правил для социальной адаптации детей с ДЦП https://vk.com/wall-194726038_587
Занятия для детей с синдромом Дауна https://vk.com/wall-194726038_586
7 дыхательных упражнений для запуска речевого аппарата https://vk.com/wall-194726038_577
6 полезных упражнений для детей с аутизмом https://vk.com/wall-194726038_575
Первые признаки задержки психического развития https://vk.com/wall-194726038_576

[свернуть]
Печатные издания (памятки, лифлеты, журналы)

Журнал “Аутизм и нарушения развития” (архив)
Сборник “Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра”
Сборник «Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями» (по материалам международной конференции «Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее», декабрь 2017 года)
Эффективные практики и технологии оказания комплексной медикосоциальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим : методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2016.
Развитие речи и коммуникации детей с расстройством аутистического спектра
Комплексная помощь детям с РАС, часть 1, часть 2
Памятка Депсоцразвития Югры “Аутизм”, часть 1, часть 2.
Памятка 1 – Организация жизненного пространства (советы родителям). Лифлет / Буклет
Памятка 2 – Формирование жизненных компетенций. Лифлет

Что нужно знать о людях с РАС

Карточки “Алгоритм взаимодействия с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями”

Буклет
Памятка 3 – Что нужно знать об аутизме?
Памятка 4 – Симптомы аутизма в поведении ребенка в возрасте 1,5 – 2 лет и старше
Памятка 5 – Эффективное родительство
Лифлет РАС признаки, методы и способы ранней диагностики
Лифлет Согласие на обработку персональных данных 

[свернуть]

Видеоматериалы РОО помощи детям с РАС “Контакт”

Видеоматериалы портала “Аутизм в квадрате”

Вебинар “Эмоциональное состояние родителей, воспитывающих детей с нарушениями ментального развития

Вебинар “Эмоции для ребенка с РАС: распознавать, выражать, понимать, использовать

Мероприятия Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

13-14.03.2019 Всероссийский научно-практический семинар «Образовательные и реабилитационные технологии для детей с РАС» Волгоградская область

15.02.2019 Всероссийский научно-практический вебинар “Способы преодоления избирательного пищевого поведения у детей с РАС”

26.12.2018 Всероссийский научно-практический семинар “Как ребенку с РАС стать успешным в массовой школе”

14.12.2018 Всероссийский научно-практический вебинар «Модели организации образования обучающихся с РАС», 14 декабря 2018

28-30.11.2018 III Всероссийская научно-практическая конференция “Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра”, Москва (Презентации докладов участников)

09.11.2018 Всероссийский научно-практический вебинар «Социокультурная интеграция обучающихся с РАС в процессе внеурочной деятельности»

17.10.2018 Всероссийский научно-практический семинар «Методы диагностического обследования детей с РАС»

21.09.2018 Всероссийский научно-практический семинар «Структурированный подход TEACCH® в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

07.09.2018 Всероссийский научно-практический вебинар на тему «Особенности работы тьютора при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра»

23.05.2018 Всероссийский научно-практический семинар “Межведомственное и сетевое взаимодействие при организации комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра”, г. Екатеринбург

11.05.2018 Всероссийский научно-практический вебинар «Организация консультативно-диагностической деятельности с семьями, воспитывающими детей с РАС»

24.04.2018 Всероссийский научно-практический семинар «Организация  инклюзивного  образования детей с РАС  с  использованием  моделей  «Ресурсная группа», «Ресурсный класс», г. Воронеж

27.03.2018 Всероссийский научно-практический семинар «Развитие речи и коммуникации у детей с РАС»

01.03.2018 Всероссийский научно-практический вебинар «Развитие речи у детей с РАС с применением подхода  DIR»

02.02.2018 Всероссийский научно-практический вебинар «Использование прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»

22-24.11.2017 II Всероссийская конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (итоги, презентации докладов участников, трансляция)

Всероссийский научно-практический вебинар «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с детьми с РАС»

22.09.2017 Всероссийский научно-практический вебинар «Ранняя диагностика детей с РАС»

20.09.2017 Всероссийский семинар «Комплексная социально-реабилитационная помощь детям с РАС», г. Астрахань

23.06.2017 Всероссийский научно-практический семинар «Модель включения ребенка с РАС в образовательную среду», Москва

16.06.2017 Вебинар “Работа с родителями детей с РАС”

26.05.2017 Вебинар “Развитие речи у детей с РАС”

23.05.2017 Всероссийский семинар «Использование коррекционно-образовательных технологий в системе комплексной помощи детям с РАС»

24.04.2017 Всероссийский семинар «Дошкольное образование детей с РАС»

21.04.2017 Вебинар «Использование метода Флортайм в работе с детьми с РАС»

24.03.2017 Научно-практический вебинар “Опыт работы регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС”

22.03.2017 Научно-практический семинар “Региональный опыт сопровождения детей с РАС”, 22 марта 2017, г. Сочи

27.02.2017 Всероссийский научно-практический вебинар «Модель оказания ранней комплексной помощи детям с РАС»

22.02.2017 Всероссийский научно-практический семинар «Организация ранней помощи детям с риском возникновения РАС»

19.12.2016 Вебинар ФРЦ «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»

14-16.12.2016 I Всероссийская научно-практическая конференция “Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра”, Москва
– Видеоролик
– Торжественное открытие
–  Первый день конференции. Пленарное заседание
Второй день конференции
– Презентации докладов участников конференции
– Итоги

23.11.2016 Семинар “Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС”

25.11.2016 Вебинар «Особенности комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в образовательной организации», 25 ноября 2016 года ( ___материалы____)

28.10.2016 Материалы вебинара “Адаптация образовательных программ для обучающихся с РАС”

26.10.2016 Семинар “Организация специальных образовательных условий для обучающихся с РАС”

30.09.2016 Вебинар “Организация инклюзивного образования по модели Ресурсный класс”

28.09.2016  Всероссийский научно-практический семинар «Организация и содержание образования обучающихся с РАС» (трансляция + материалы)

[свернуть]

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ПРОБЛЕМАМ РАС
(электронный кейс «Комплексная помощь семьям, воспитывающим детей с РАС»)
библиотека в стадии наполнения, приносим свои извинения

Программы, методики, технологии

Комплексная программа реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра в БУ “Ханты-Мансийский реабилитационный центр” «РАСТочек» 

Комплексная программа летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями, в том числе детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и ментальными нарушениями «Разноцветный мир»

 Чек-лист для родителей «Частые проблемы у детей с аутизмом и их возможные причины» (агрессия, плохой сон, вздутие живота, гиперактивность и др.)

Pdf-файл с 240 карточками (30 категорий) для занятий ABA

ПОЛНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ карточек для занятий ABA (600 карточек)

Материально-техническое оснащение в организации, используемое для оказания услуг лицам с РАС и другими ментальными нарушениями

Монтессори -среда Материально-техническое оснащение

Для детей раннего возраста

Программа «Ранняя Пташка» – «Early Bird»

Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом – «Early Start Denver Model»

Программа ASSERT

Программа “Каролина” для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями

Для детей дошкольного возраста

Программа «Модификация поведения у детей с аутизмом»: руководство для родителей и специалистов»

«Книга Я» – Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by O. Ivar Lovaas

Программа “Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH”

Для детей школьного возраста и детей с высокофункциональным аутизмом

«Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World»

Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека)

Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить»

Для неговорящих детей с РАС

Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS)

Облегченная коммуникация – Facilitated communication

[свернуть]
Методы коррекции аутизма
Блок 3. Формирование и развитие социально-бытовых навыков

Формирование навыков, необходимых для игры и др.видов деятельности в повседневной жизни, в т.ч. с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, навыков самостоятельного приема пищи и питья, навыков самообслуживания:

[свернуть]
Блок 4. Формирование и развитие речи, навыков общения ребенка, включая устную речь, дополнительную и альтернативную коммуникацию
[свернуть]
Блок 5. Развитие двигательной активности ребенка. Оценка моторного развития ребенка, формирование и развитие двигательных навыков
[свернуть]
Блок 6. Социализация, адаптация и интеграция в общество

Опыт матери, воспитывающей дочь с ранним детским аутизмом  – Парк К. «Социальное развитие аутиста: глазами родителя»  //Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 65-95

Дилигенский Н. «Слово сквозь безмолвие» (Москва, 2000) – записки-воспоминания мальчика с аутизмом о детстве и размышления о происходящем сейчас

Сошинский С.А. «Как зажигается свеча» (история четырех лет жизни аутичного ребенка)

Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления аутизма»

Наоки Хигасида. «Почему я прыгаю.  Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом» – Рама Паблишинг, 2014

Источник: https://mtsr.nso.ru/page/4274

Фильм “Зайку бросила…” https://youtu.be/cb3cceJCOw0
(Шестилетний мальчик с диагнозом «аутизм» страдает от нехватки родительской любви. Единственный человек, которого он любит и который его понимает — это его няня. Однажды на детской площадке во время прогулки происходит чудовищная история — его няню арестовывают. Мальчик остается один в большом мире, который настроен к нему более, чем враждебно)

[свернуть]
Блок 7. Формирование трудовых навыков у подростков с РАС

[свернуть]
Блок 8. Особенности организации досуговой деятельности детей с РАС и семей их воспитывающих

[свернуть]
Блок 10. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС и ментальными нарушениями

Интервью с Ольгой Шаповаловой (о прикладном анализе поведения, службе по сопровождению семей, где растут дети с нарушением развития, и планах на будущее)

[свернуть]

Блок 11. Обучение родителей эффективным методам взаимодействия, ухода, реабилитации и абилитации детей с РАС и ментальными нарушениями

Мероприятия Ресурсного центра (г. Сургут)

Нормативные правовые акты и методические пособия 

Печатные издания для населения

Региональная конференция органов исполнительной власти ХМАО – ЮГРЫ «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройствами аутистического спектра” 29–30 ноября 2018 года, г. Сургут

Участие в IX Всероссийской выставке-форуме “Вместе-ради детей! Вместе 10 лет!”

Методика психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями : учебно-метод. пособие / сост. : Н. А. Разнадежина, Л. А. Бездольная. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. – 68 с.

Обучающие мероприятия:

2019 год: семинар «Обучение родителей навыкам ухода за детьми, правилам поведения и общения с детьми с РАС»

2018 год:
вебинар «Итоги работы стажировочной площадки по инновационным технологиям работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 3 лет, в системе ранней помощи. Обмен опытом работы» 
 (организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и РАС на базе Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие»)
     информационно-дискуссионная площадка «Организация и осуществление комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим»
информационно-дискуссионная площадка «Организация межведомственного взаимодействия по предоставлению услуг ранней помощи детям с особенностями развития» (Ранняя помощь детям с РАС и другими ментальными нарушениями (БУ «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»))

2017 год: стажировочная площадка “Распространение опыта реализации комплексной программы диагностики и реабилитации детей раннего возраста с отклонениями в психоречевом развитии, в том числе с расстройством аутистического спектра “Мир, в котором я живу”

2016 год:  «Социально-педагогическая и реабилитационная работа с ребенком с ограниченными возможностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра»; «Технологии психолого-педагогической коррекции и обучения несовершеннолетних с расстройствами аутистического спектра».

[свернуть]
Лекции поведенческого аналитика из США Ольги Шаповаловой

1 лекция «Особые дети: проблемы и решения»
2 лекция “Что такое прикладной анализ поведения”
3 лекция «Что такое прикладной анализ поведения? 2 часть» 
4 лекция “Почему ребенок на все реагирует криком и не слушается? Как убрать бесконечные детские истерики? Неужели ребенку нравится, когда другим плохо? “
5 лекция «Почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе», часть 2
6 лекция «С чего начать работу с ребенком: постановка задач и создание команды»
7 лекция «С чего начать работу: постановка задач и создание команды для работы» часть 2
8 лекция «Что такое поведение ученика и как его учить» часть 1
9 лекция «Что такое поведение ученика и как его учить» часть 2
10 лекция «Методики АВА для обучения новым навыкам» 
11 лекция «Методики АВА для обучения новым навыкам» 2 часть 
12 лекция «Методики АВА для обучения новым навыкам» 3 часть 
13 лекция «Методики АВА для обучения новым навыкам» 4 часть 
14 лекция «Инклюзия»
15 лекция «Разработка индивидуального плана работы с ребенком», часть 1 
16 лекция «Разработка индивидуального плана работы с ребенком», часть 2 
17 лекция «Работа в команде» часть 1
18 лекция «Работа в команде» часть 2
19 лекция на тему, важную для каждого родителя «Запуск речи: ребёнок не говорит, или ребёнок не понимает?» часть 1 
20 лекция на тему, важную для каждого родителя «Запуск речи: ребёнок не говорит, или ребёнок не понимает?» часть 2 
21 лекция на тему, важную для каждого родителя «Запуск речи: ребёнок не говорит, или ребёнок не понимает?» часть 3
22 лекция на тему «Техника АВА для помощи родителям и специалистам»
23 лекция на тему “Методика – Отдельные пробы – для обучения академическим навыкам”, часть 1
23 лекция на тему “Методика – Отдельные пробы – для обучения академическим навыкам”, часть 2
24 лекция на тему “Методика – Отдельные пробы – для обучения академическим навыкам”, часть 3 
25 лекция на тему “Методика – Отдельные пробы – для обучения академическим навыкам”, часть 4

[свернуть]
Записи онлайн-мероприятий

25.04.2018 Как сделать мир доступным для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими ментальными формами инвалидности
26.12.2017 «Современные методы коррекции нежелательного поведения» (Малинова Н.В., специалист Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», г. Москва)
22.12.2017 часть 2
22.12.2017 часть 1
06.12.2017 «Медицинское сопровождение детей с аутизмом» (Пискунов Максим Викторович, главный врач Научно-практического центра реабилитации и лечения расстройств аутистического спектра, г. Москва) видео начинается с 18 минуты
29.11.2017

Курс вебинаров «Комплексная система межведомственного, междисциплинарного сопровождения людей с РАС, а также их семей, на протяжении всего жизненного пути» в рамках проекта «Обучение в сфере комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации лиц, имеющих расстройства аутистического спектра»

[свернуть]
Блок 12. Критерии и методики оценки динамики улучшения состояния здоровья и развития реабилитационного потенциала (ДИАГНОСТИКА)

Онлайн-тест M-CHAT-R (от 16 до 30 месяцев)

Тест, анкета для оценки эффективности лечения аутизма (АТЕК) – Autism Treatment Evaluation Checklist (ATEC)

Онлайн-тест ATEK

Бебчук М.А., Шапошникова А.Ф., Басова А.Я. Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6-12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Методические рекомендации

Бардышевская М.К.
1) Аффект, поведение и символическая активность:
– методика наблюдения и диагностики
– нагрузки, точки роста и зоны развития
(техники диагностической и коррекционной работы)
2) Нарушения развития аффективно-поведенческих комплексов при аутизме:
– диагностика и возможности психотерапии, определение возможностей их восстановления (уровневый подход к диагностике и психотерапии аутистических расстройств у детей)

[свернуть]

От аутизма к расстройствам аутистического спектра: эволюция взглядов и представлений
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС (презентация)
Список книг по аутизму