Портал – навигатор для современных родителей https://растимдетей.рф/
Общероссийский сайт «Учимся жить вместе» https://zhit-vmeste.ru/
Сборник «Сможем вместе»: практики реализации проекта в учреждениях социального обслуживания (2021)» (в 3-х частях):
Проект БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр» «Вместе с мамой» (для детей, входящих в группу биологического и социального риска, детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 3 лет и их родителей) вошел в часть 2 Сборника
Сборник информационных материалов “Ранняя помощь: научно доказанные методики” (скачать)
XIII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ВМЕСТЕ – РАДИ ДЕТЕЙ!» ДОСТУПНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ» 2022
РЕЕСТР организаций системы ранней помощи
Ранняя помощь в г. Сургуте
Вебинары на самые разные темы, связанные с ранней помощью и развитием детей раннего возраста
Полная информация о мероприятиях будет размещаться на сайте Ассоциации ранней помощи https://arprussia.ru/
10 февраля. Пресс-конференция “Открытие Года информирования о ранней помощи“
25 февраля. Семинар, круглый стол “Эффективность использования технологии ранней помощи в работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития от рождения до 3 лет”, “Подготовка и профессиональное совершенствование специалистов ранней помощи в Хабаровске и Хабаровском крае”
4 марта. Круглый стол “Ранняя диагностика и помощь детям и взрослым с редкими заболеваниями и их семьям“, приуроченного к Международному дню редких (орфанных) заболеваний
22 марта. Прямой эфир, посвященный Международному дню человека с синдромом Дауна “Ранняя помощь семье: как взаимодействие родителя и специалиста помогает развитию ребенка“
1 апреля. Круглый стол по проблемам ранней помощи детям и их семьям с расстройствами аутистического спектра в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди https://2april.ru/, приуроченного к Всемирному дню распространения
информации об аутизме (1-3 апреля)
7 апреля. Мозговой штурм: “Обеспечение доступности ранней помощи детям и их семьям в РФ” в рамках II Международная научно-
практическая конференция “Ценность каждого. Нормализация жизни человека с нарушениями: из детства во взрослость”. Итоги
18 – 19 апреля. Конференция “Эффективные программы помощи для детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста и их семей”. Секция по ранней помощи в рамках конференции:
– исследование о ранней помощи, диагностике, дошкольном и школьном образовании детей с РАС в Санкт-Петербурге (скачать)
– клинические рекомендации по аутизму
– опыт инклюзии одной семьи
21 апреля. Круглый стол “Освоение и внедрение в практику работы служб ранней помощи региона инновационных моделей и технологий (Денверская модель раннего старта, дистанционные технологии)”. Регистрация – ссылка 1, ссылка 2
Май. Научно-практический семинар по ранней помощи АНО “ДЦ”Прикосновение”
17 мая. Прямой эфир на онлайн каналах БФ “Даунсайд Ап” “Подготовка специалиста ранней помощи: какими знаниями и навыками он должен обладать. Мониторинг ситуации и обратная связь от родителей”
19 мая. Круглый стол по развитию ранней помощи в Псковской области. Организатор
30 мая – 2 июня. 4-я летняя Международная школа-семинар по ранней помощи детям и их семьям: от теории к практике (конференция, мастер-классы). ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, ФГБУ “Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта“
23-24 июня. Международная научно-практическая конференция «Ранняя помощь: создание системного подхода в поддержке семьи». Регистрация по ссылке (платное участие).
Июнь. Конференция “Специалист ранней помощи, как
трансдисциплинарный специалист”. Ассоциация ранней
помощи, АНО ДПО “Санкт-Петербургский институт раннего
вмешательства“
29 августа. Межрегиональная конференция “Развитие и совершенствование служб ранней помощи в Кировской
области”. РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области
Сентябрь. Круглый стол по ранней помощи. АНО “Центр помощи
семьям детей с ограниченными возможностями здоровья “Содействие“, Санкт-Петербург
Сентябрь. Научно-практическая конференция с международным участием «Ранняя помощь». ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта
12 – 18 сентября. IV Неделя осведомленности о ранней помощи (ежедневных вебинаров и мастер-классов для родителей и специалистов). Благотворительный фонд помощи семьям с
детьми с нарушениями и особенностями развития «Звезда», Казань
Октябрь. Конференция по ранней помощи. Общество “Даун-
синдром” Самарской области
Ноябрь. Конференция по межведомственному взаимодействию. ГБУ АО “Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей“, Архангельская область
Ноябрь. Конференция-круглый стол Гражданской ассамблеи Красноярского края. Красноярский Центр лечебной педагогики
Методические рекомендации Минтруда от 25.12.2018 по
организации ранней помощи (организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов):
Приложение 1. Порядок направления детей на получение услуг
ранней помощи
Приложение 2. Стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям
Приложение 3. Порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям
Приложение 4. Примерное положение о структурном подразделении организации, оказывающей услуги ранней помощи (Центре ранней помощи)
Приложение 5. Порядок межведомственного взаимодействия
Приложение 6. Методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи
Типовые документы по организации предоставления услуг ранней помощи (утверждены приказом Минтруда России от 13 апреля 2018 года):
Приложение № 1. Примерный порядок направления детей на получение услуг ранней помощи
Приложение № 2. Примерный стандарт «Услуги ранней помощи детям и их семьям»
Приложение № 3. Примерный стандарт «Порядок оказания услуг ранней помощи для детей и их семей»
Приложение № 4. Примерное положение о структурном подразделении организации, оказывающей услуги ранней помощи
Приложение № 5. Примерный порядок организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям и их семьям
Приложение № 6. Примерная методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям
Цифровой дневник развития ребенка от Благотворительного фонда “Даунсайд Ап”
XIII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ВМЕСТЕ – РАДИ ДЕТЕЙ!» ДОСТУПНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ»
Проект «Вместе с мамой» на СМАРТЕКА
Положение о Службе ранней помощи PDF / DOC
График работы Службы ранней помощи – индивидуальный
Видеоматериалы по проекту “Вместе с мамой”
https://drive.google.com/file/d/1q8DyurCmAmr7FTwFzcCA8KXSGPxNB8yR/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1q8DyurCmAmr7FTwFzcCA8KXSGPxNB8yR/view?usp=sharing
https://vk.com/public166427391?w=wall-166427391_1072
Сборник материалов научно-практической конференции “«Ранняя помощь и сопровождение»” (2021)
IV Международная школа-семинар по ранней помощи детям и их
семьям «Шаг за шагом к инклюзивному обществу». Записи от 16.12.2020, 17.12.2020
II международная практическая конференция “Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста”. Полная программа конференции:
6 ноября 2019 года Организационные аспекты ранней помощи
7 ноября 2019 года Прикладные аспекты ранней помощи
8 ноября 2019 года Прикладные аспекты ранней помощи
ХМРЦ_Лифлет. Реабилитация методами физич.культуры
ХМРЦ_Буклет Услуги ранней помощи
ХМРЦ_Лифлет. Речевые игры для раннего возраста
ХМРЦ_Лифлет. Пальчиковые игры для раннего возраста
ХМРЦ_Лифлет Организация деятельности сектора ранней помощи
ХМРЦ_Листовка. Виды игрушек для раннего развития логопед _Охрименко А.А
“Об оказании ранней помощи” (Радионова Н.А.)
Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции, принято использовать термин «ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство»
Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.
Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
- Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
- Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
- Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
- Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
- Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
- дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» в возрасте от 0 до 3 лет
- дети в возрасте от 0 до 3 лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития
- дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка
- направление врачами-специалистами медицинских организаций независимо от форм собственности: неврологами, педиатрами, неонатологами и др.
- самостоятельное обращение в учреждение
На первичный прием в БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр» можно записаться по контактам, представленным по ссылке https://hmrcd.ru/?page_id=102
Основными инструментами оценки уровня развития детей в возрасте до 42 месяцев служат шкалы KID-R и RCDI-2000. Эти шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни.
Вопросники заполняют родители ребенка или другие члены семьи, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Преимущество использования мнения родителей для заполнения вопросника в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях. Отвечая на пункты вопросника, родители наблюдают за поведением ребенка, часто специально создают ситуации, чтобы увидеть, как ребенок умеет что-то делать. Они лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием.
Для заполнения бланков специальных знаний не требуется ― достаточно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы.
Шкала KID-R C оценка развития ребенка в возрасте до 16 месяцев
Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.
Инструкция по заполнению бланков и вопросник
Шкала RCDI-2000 C оценка развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет
Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи, понимание языка.
Инструкция по заполнению бланков и вопросник
*Скачиваете на компьютере, открываете с помощью программы Adobe Reader, затем необходимо заполнить все предусмотренные поля ручкой, принести на прием к специалисту.
Развитие ребенка от 0 до 12 месяцев. Признаки неблагополучия
Групповые занятия проводятся в БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр» с 2012 года, постепенно расширяются их направления.
Сегодня учреждением реализуется программа по оказанию социально-коррекционной помощи детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания «Малыш» и включает следующие направления:
комплексные подгрупповые занятия по психологическому коррекционно-развивающему обучению и социальному воспитанию (психолог, инструктор по труду, педагог дополнительного образования;
комплексные подгрупповые занятия по сенсорно-моторной стимуляции, формированию речевых навыков (воспитатель, логопед);
занятия по развитию коммуникативных навыков средствами театрально-игровой деятельности (Монтессори-творчество C социальный педагог).
Групповые встречи проводятся 2 раза в неделю, количество детей – 5-7 в группе вместе с мамой или другим членом семьи, который занимается воспитанием ребенка.
Групповые встречи заключаются в групповой консультативной помощи родителям по актуальным вопросам детского развития.
Видеозанятие по ранней помощи в рамках дня открытых дверей 2020 https://hmrcd.ru/?p=10046
Видеоролик о ранней помощи на Youtube-канале учреждения https://youtu.be/WB-QWZYMZEM
Портал ранней помощи г.Санкт-Петербурга
Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций о развитию ранней помощи
Видеоканал АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург)
Вебинары по ранней помощи Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи
Инструкция “Перемещение ребенка с двигательными нарушениями“