Оказание логопедической помощи детям и семьям, воспитывающим детей раннего возраста с речевыми расстройствами

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик» (далее – учреждение) город Ханты-Мансийск, оказывает услуги логопеда детям имеющим инвалидность и детям с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время увеличилось число обращений за логопедической помощью семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в городе Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском районе.
Поводы и причины для обращения самые разнообразные – задержка речевого развития, дизартрия, алалия, участились случаи обращений семей с детьми с расстройствами аутистического спектра.
На первом этапе родители обращаются с заявлением о предоставлении социальных услуг в Управление социальной защиты населения Депсоцразвития Югры по месту жительства на территории автономного округа при которых действуют комиссии по признанию граждан нуждающихся в социальном обслуживании.
В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ), для каждого получателя социальных услуг на основании индивидуальной потребности.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг. Срок реабилитации (абилитации) ребенка, а также социального сопровождения семьи определяется индивидуально. Индивидуальная программа пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
Для реализации целей и задач, определенных в ИППСУ, дети направляются к различным специалистам: психологам, инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, массажистам, в том числе и логопедам.
В нашем учреждении для детей раннего возраста с проблемами в развитии проводятся подгрупповые логопедические занятия по реабилитационной программе по оказанию социально-коррекционной помощи детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания «Малыш», а так же индивидуальные логопедические занятия.
Логопеды учреждения в работе опираются на методики работы известных авторов: Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраст Е. Л. Стребелевой, Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз О.Е. Громовой, Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте Е.Ф. Архиповой, Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Н.В. Серебряковой.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:
– нормализация мышечного тонуса;
– развитие моторики артикуляционного аппарата и тактильных ощущений;
– развитие подвижности мимических мышц;
– выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;
– стимуляция лепета;
– перевод слова из пассивного в активный словарь;
– вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;
– выработка зрительных, слуховых дифференцировок;
– развитие памяти, внимания, мышления.
Индивидуальный курс за период обслуживания составляет 12-24 логопедических занятия, в зависимости от степени сложности речевых нарушений и возраста ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми проводится совместно с родителями (законными представителями) которые присутствуя на занятии, учатся правильно взаимодействовать с ребенком и получают необходимую информацию для закрепления навыков в домашних условиях. Работа строится поэтапно, постепенно включаются в работу наиболее сложные упражнения.
Первый этап работы считается адаптационно-диагностическим (2-4 занятия).
На этом этапе важно установить тесный контакт с ребенком, определить уровень его речевого и психического развития, поднять его эмоциональное состояние, вызвать интерес к занятиям. В этот период ребенок учится фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, сидеть за столом, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции.
Второй этап – основной (10-22 занятия)
Основным направлением работы является нормализация мышечного тонуса, развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата. На данном этапе проводится ручной, либо зондовый логопедический массаж мышц лица, органов артикуляции, различные виды артикуляционных упражнений, вызывание звуков, звукоподражаний. Параллельно ведется работа над развитием фонематических процессов, расширением словаря, развитием пальчиковой и мимической моторики, развитием внимания, памяти, мышления, речевого дыхания.
Третий этап – заключительный (1-2) занятия
Основная задача данного этапа – подведение итогов работы, закрепление основных навыков, приобретенных за основной период работы, разработка рекомендаций для родителей, для закрепления полученных навыков в домашних условиях.
В процессе целенаправленной и систематической работы с ребенком и его родителями, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.
В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражания, лепета, первых слов. Обогащается активный и пассивный словарь, ребенок может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
Положительные динамические изменения в речевом и психологическом развитии, в результате проделанной работы, являются отличной профилактикой и коррекцией различных видов речевых расстройств.
Логопед отделения диагностики,
разработки и реализации программ
социально-медицинской реабилитации
Радионова Наталья Александровна

Поделиться записью в соцсетях: