Ситуационная помощь

Нормативные правовые и социальные аспекты оказания услуг людям с инвалидностью

Нормативные правовые акты:

Конвенция о правах инвалидов

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Требования законодательства, нормативных правовых документов по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

Конвенция о правах инвалидов.

Требования российского законодательства.

Нормативные документы, закрепляющие общие положения о правах инвалидов.

Нормативные документы, устанавливающие требования доступности зданий и сооружений и услуг.

Нормативные документы, устанавливающие требования доступности к отображению информации.

Нормативные документы, устанавливающие требования к техническим средствам реабилитации.

Нормативные документы, устанавливающие требования безопасности.

Организация работы по обеспечению доступности услуг для инвалидов.

[свернуть]
Понимание потребностей инвалидов в помощи

Основные виды стойких нарушений функций, понятие о барьерах окружающей среды и способах их преодоления.

Термин «инвалид».

Инвалидность различных нозологических форм.

Формы инвалидности.

Характеристика типичных нарушений инвалидов различных нозологических групп.

Структурно-функциональные зоны и элементы объекта.

Территория, прилегающая к зданию (участок).

Вход (входы) в здание.

Путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации).

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта).

Санитарно-гигиенические помещения.

Барьеры.
Характеристика барьеров окружающей среды.
Физические барьеры.
Информационные барьеры.
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с разными формами инвалидности.
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг.
Пути адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг.
Архитектурно-планировочные решения.
Технические средства оснащения.
Информационное обеспечение.
Организационные мероприятия

[свернуть]
Порядок предоставления инвалидам услуг

Перечень предоставляемых инвалидам услуг в учреждении;
формы и порядок предоставления услуг (в учреждении, на дому, дистанционно).

Порядок взаимодействия работников учреждения при предоставлении услуг инвалиду, в том числе при оказании ситуационной помощи:
– корректное общение (видеоинструкция)

Правила общения с инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата:
– видеоинструкция по сопровождению
этика сопровождения
Правила общения с инвалидами с нарушениями зрения:
– на улице (“Сэлфи“)
– в учреждении культуры
– в учреждении здравоохранения
– в магазине
– в библиотеке
Правила общения с инвалидами с нарушением слуха:
как общаться с глухими
как общаться со слабослышащими и глухими людьми
Как общаться с глухими, не зная жестов
Правила общения с инвалидами с нарушениями умственного развития (ментальными, психическими и интеллектуальными нарушениями):
– в кинотеатре
– в торговом центре
– в общественном транспорте
– в полиции
– в МЧС
– в скорой помощи
– в больнице
– в магазине

Правила общения с людьми, испытывающими затруднения в речи.

Специальное (вспомогательное) оборудование и средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности; ответственные за использование оборудования, их задачи:







Сопровождение людей, передвигающихся на инвалидных креслах. Сопровождение человека, передвигающегося на инвалидном кресле, по ровной поверхности. Сопровождение при подъеме или спуске по пандусу. Преодоление узких мест и проходов, в том числе дверных проемов. Вход в помещение.

Сопровождение инвалидов с нарушениями зрения. Преодоление узких мест и проходов, в том числе дверных проемов. Вход в помещение. Выход из помещения. Преодоление препятствий и перепадов высоты. Поворот. Подъем или спуск по лестнице. Усаживание незрячего человека на стул или в кресло. Передача документов незрячему человеку. Чтение документов.

Способы подписания инвалидами документов, в том числе заявлений.

Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушения слуха, зрения, умственного развития. Информирование при личном обращении (в учреждение, с использованием дистанционных способов: телефона, электронной почты и пр.).

Памятка по правилам общения с отдельными категориями инвалидов

[свернуть]
Правила и порядок эвакуации граждан, в том числе инвалидов, на объекте учреждения в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях

Инструкция по пожарной безопасности

План эвакуации получателей социальных услуг

[свернуть]

Тренинг по сопровождению человека с инвалидностью, оказание помощи при предоставлении услуг

зрения

слуха

опорно-двигательного аппарата

[свернуть]

Тест ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Предлагая свою помощь маломобильному человеку, важно
    Дождаться пока помощь будет принята
    – Поставить в известность, что помощь будет оказана
    – Начать сразу помогать, не дожидаясь согласия
  2. При обслуживании человека с нарушением слуха не допустимо …
    – Говорить медленно, при этом смотреть на него
    Излишне подчеркивать слова и кричать
    – Смотреть постоянно в лицо человека
  3. При обслуживании человека с нарушением зрения не допустимо …
    – Комментировать свои действия
    – Спрашивать разрешения на оказание помощи
    Вставать и молча выходить во время общения
  4. При обслуживании маломобильного человека, передвигающегося на инвалидной коляске, не допустимо …
    Опираться на коляску, толкать без разрешения

    – Обсуждать дальнейшие действия
    – Разговаривать во время посадки
  5. Ситуационная помощь — это …
    – Обеспечение равных возможностей для реализации своих прав и свобод
    Помощь в преодолении барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими лицами
    – Повышение уровня знаний об окружающем пространстве
  6. Целью ситуационной помощи является …
    – Помощь в преодолении барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими лицами
    – Повышение уровня знаний об окружающем пространстве
    Обеспечение равных возможностей для реализации своих прав
    и свобод
  7. Задачей по обеспечению  условий доступности объектов учреждения для маломобильных пассажиров является …
    – Создание условий для беспрепятственного посещения
    и получения социальных услуг

    – Оказание материальной помощи лицам с инвалидностью
    – Обеспечение средствами первой необходимости
  8. Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов» определяет …
    – Регулирует возможности инвалидов
    Государственную политику в сфере защиты инвалидов
    – Определяет механизм оказания материальной помощи
  9. Цель Конвенции ООН «О правах инвалидов» заключается в …
    Сострадании и помощи лицам с инвалидностью
    Помощи и сочувствии лицам с инвалидностью
    Защите и обеспечении равных прав инвалидам
  10. При обслуживании маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, работникам следует …
    Не трогать коляску и не переводить её в движение без согласия пассажира

    Обращаться к лицу, сопровождающему маломобильного пассажира
    Ограничить передвижение коляски, если есть препятствия
  11. При следовании маломобильного человека с лицом его сопровождающим, работники должны обращаться …
    К маломобильному человеку и сопровождающему лицу
    Непосредственно к маломобильному человеку
    К сопровождающему лицу
  12. Кто относится к группе маломобильных пассажиров …
    Пассажиры с домашним животным
    Пассажиры с детьми старшего возраста
    Пожилые люди
  13. Как правильно говорить об инвалидности человека?
    С нарушениями опорно-двигательного аппарата
    Инвалид
    Калека
  14. Дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации — это …
    Слабые дети
    Дети-инвалиды
    Дети с ограниченными возможностями здоровья
  15. Выберите один из критериев для установления 3 группы инвалидности:
    Неспособность контролировать своё поведение
    Способность к ориентации во времени и пространстве, требующая помощи других лиц
    Способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств
  16. При обслуживании людей с нарушением зрения, работник должен свои действия …
    Комментировать

    Дублировать 
    Повторять 
  17. Выберите один из критериев для установления 2 группы инвалидности:
    Способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации
    Способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или с помощью других лиц)
    Неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц
  18. Выберите один из критериев для установления 1 группы инвалидности:
    Неспособность к ориентации (дезориентация)
    Способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц
    Неспособность к общению
  19. Дизайн предметов, обстановки, программ и услуг, максимально пригодных к пользованию для всех категорий населения, без необходимости дополнительной адаптации — это …
    Универсальный дизайн
    Удобный дизайн 
    Приятный дизайн 
  20. Совокупность элементов окружающей среды, которые могут свободно использовать в равной степени все категории граждан, в том числе люди с ограниченными физическими возможностями — это:
    Комфортная зона
    Доступная среда
    Удобный проход
  21. Доступная среда — это …
    Среда без трудностей
    Среда без помех
    Безбарьерная среда
  22. Состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями — это …
    Инвалидность

    Травма
    Болезнь  
  23. Группа лиц, объединенная с учетом специфических потребностей в помощи, при передвижении и получении социальных услуг — это:
    Люди с недостатками здоровья
    Категория инвалидов
    Люди с ограниченными возможностями здоровья

[свернуть]

Методические рекомендации по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий (скачать)

Организация обучения (инструктирования) сотрудников организаций социального обслуживания по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи (учебно-метод. пособие) СКАЧАТЬ 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.inva-life.ru/ – Портал для людей с инвалидностью и тех, кто живет рядом с ними.

2. https://www.perspektiva-inva.ru/  – Официальный сайт региональной общественной учреждения инвалидов «Перспектива».

3. http://www.invalidnost.com/  – Официальный сайт медико-социальной экспертизы.

4. http://www.mchs.gov.ru – Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.