Вопрос «Кем быть?» – один из главных для каждого молодого человека. Проблема личностной и профессиональной самореализации является актуальной для всех выпускников школ, но для детей с ограниченными возможностями она наиболее значима, так как круг профессий для них сужается в связи с состоянием их здоровья. Известно, что различные виды профессиональной деятельности предъявляют особые требования к состоянию здоровья человека. Каждый подросток, выбирающий себе профессиональное направление, должен знать, что есть те профессии, где состояние его здоровья может ухудшиться, болезнь может обостриться и развиваться.
Профессиональное самоопределение – не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик» внедряет новое направление в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья – профессиональная ориентация.
Способы и формы работы в данном направлении с подростками различны:
индивидуальные: профессиональная диагностика, профессионально-ориентационные беседы, в том числе психологом;
групповые: экскурсии на предприятия, осуществляющие свою деятельность в городе Ханты-Мансийске, в учреждения среднего и высшего профессионального образования, в Ханты-Мансийский центр занятости населения, встречи со специалистами различных профессий, участие в «днях открытых дверей», организация «круглых» столов, привлечение к занятиям в кружках, мастерских; в конкурсах, выставках; использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет.
С целью внедрения нового направления деятельности учреждение развивает функциональные связи между организациями, у которых есть возможность оказывать помощь в профессиональной подготовке и возможном дальнейшем трудоустройстве детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: с Ханты-Мансийским центром занятости населения; Межшкольным учебным комбинатом, Комплексным центром социального обслуживания населения «Светлана»; иными предприятиями города, образовательными учреждениями и др.
25 марта подростки были приглашены на первое мероприятие. На базе Межшкольного учебного комбината прошел «День открытых дверей» «Мы – вместе», к участию в котором были привлечены 14 воспитанников нашего учреждения. Психологами данного учреждения была проведена компьютерная профессиональная диагностика подростков (в количестве 5 человек), остальные ребята посетили мероприятия по интересам: «Путешествие в мир энергетики», «Мастерская художника», «Пластилиновые фантазии», «Автомобиль моей мечты», «Робототехника», «Игровой английский», «Подарок своими руками», «Бисероплетение».
Некоторые из ребят изъявили желание посещать выбранные занятия в кружках еженедельно.
Приём сотрудников Межшкольного учебного комбината был очень тёплым. Всё было организованно и устроено для удобства наших воспитанников: все мероприятия перенесли на первый этаж, у центрального входа были организованы подъёмники. Детям удалось посетить несколько мероприятий, чтобы определиться с выбором кружковой деятельности.
31 марта 2017 года Ханты-Мансийский центр занятости населения организовал для наших воспитанников экскурсию в Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – пожарную часть, расположенную по адресу: ул. Студенческая, д. 5а. Сотрудником пожарной части была проведена экскурсия, которая сопровождалась интересным и познавательным рассказом. Но самым незабываемым для детей было посещение гаража, в котором находилась пожарная техника (машины). Ребятам и взрослым представилась возможность самостоятельно забираться в кабины машин, посидеть за рулём, и даже примерить на себя атрибуты пожарной одежды.
Дети и родители остались очень довольны, посетив данные мероприятия.
Таким образом, профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
Бутченко Любовь Ивановна,
воспитатель отделения дневного пребывания