С 1 октября 2020 года на базе стационарного отделения социальной
реабилитации бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Советский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» начал свою работу сектор социальной реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в развитии на 10 койко-мест.
Территория социального обслуживания Ханты-Мансийский
автономный округ – Югры.
Социальные услуги в Секторе предоставляются несовершеннолетним с отклонениями в развитии, согласно:
– индивидуальной программе предоставления социальных услуг,
– договору о представлении социальных услуг,
– индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (при наличии инвалидности),
– программе социальной реабилитации несовершеннолетних.
Под отклонениями в развитии понимается наличие эндогенных заболеваний, умственная отсталость, аутизм. Примерно 40% несовершеннолетних не могут сразу после поддерживающего стационарного лечения в учреждениях психиатрического типа заняться учебой или профессиональной деятельностью и вообще не могут вернуться в семейную среду. Для этой группы детей и подростков специалистами БУ «Советский районный социально-реабилитационной центр для несовершеннолетних» разработана программа реабилитации, с тем, чтобы после реабилитационной фазы вновь интегрировать несовершеннолетних в их привычное окружение или разработать для них и вместе с ними новые перспективы в учебной или профессиональной сфере.
В учреждении создана необходимая материально-техническая и методическая база для проведения мероприятий по социальной реабилитации, направленных на максимальную интеграцию и создание условий для личностного роста, социализации в общество и возвращения к нормальному жизненному циклу, в том числе после прохождения медицинской реабилитации (лечения в стационарных условиях в профильных учреждениях здравоохранения).
Организована и оборудована современная универсальная рабочая среда в комплексе ремесленно-художественных мастерских для организации трудотерапии несовершеннолетних с психическими и ментальными нарушениями:
– гончарная, сапожная, швейная, столярная, кружковая;
– тренировочная квартира для подготовки к самостоятельному сопровождаемому проживанию, в которой создан реальный быт, что позволит реализовать идею социальной адаптации и успешной интеграции детей с психическими нарушениями в общество.
Значительное место в программе отведено психологическим тренингам по обучению навыкам контроля собственного поведения, мыслей, ощущений, социальным контактам. Для психологической коррекции оборудованы: комната сенсорной интеграции, комната песочной терапии, тренинговый зал, комната БОС.
Основными направлениями деятельности учреждения с данной категорией несовершеннолетних являются:
1. Терапия занятостью и полного погружения. Все что окружает меня – должно развивать. Комната интерактивного развивающего досуга. Стимулирует социальную активности несовершеннолетних, раскрывает сохранившиеся способности для самого совершеннолетнего и тем самым способствует повышению его самооценки, личностного престижа.
2. Крупотерапия. Терапия ощущений. Нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов жизнедеятельности организма. Крупотерапия скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, а также усидчивости, творческих способностей и восстановление эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних.
3. Логотерапия. Технология выстраивания позитивного образа будущего через метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, посредствам постановки жизненной цели с опорой на внутренний ресурсный потенциал несовершеннолетнего. «Дневник позитивных изменений и уникальных побед»
4. Трансформационные квест технологии. Игромоделирующая деятельность, воспроизводящая по принципу аналогии с реальной действительностью придуманную, воображаемую, желанную действительность. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра дает несовершеннолетнему возможность переживать удачи, успех в борьбе, раскрыть в борьбе свои физические и умственные способности. Существенный психологический признак игры – одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности, в связи с чем игра может служить задачам обучения и тренировок. Шаг вперед 3D. Лечебная физкультура. В комплексе методов воздействия лечебная физкультура способствует активации, повышению биологического тонуса, оживлению эмоциональности и опосредованному влиянию на уровень психической активности.
5. Трудотерапия. Терапия производительным трудом воспитывает критическое отношение несовершеннолетнего к себе, своим возможностям, сознание необходимости трудиться в коллективе и быть полезным обществу.
В настоящее время в плановом формате осуществляется межведомственное взаимодействие и социальное партнерство с:
* БУ ХМАО – Югры «Советская психоневрологическая больница» (корригирующее, поддерживающее лечение, медикаментозная коррекция, плановая госпитализация, психиатрические обследования),
* БУ ХМАО – Югры «Центр адаптивного спорта Югры» (проведение индивидуальных, групповых занятий),
* МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва Советского района» иппотерапия, гидрокинезотерапия),
* МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа гп.Пионерский»,
* МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа гп. Таежный»,
* МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа сп. Алябьевский» (при госпитализации несовершеннолетнего),
* БУ ХМАО – Югры «Пионерская районная больница» (систематическое наблюдение за психофизическим состоянием несовершеннолетних),
* МУК КСК «Импульс»,
* ФКУ «ЦентроспасЮгория» по Советскому району,
* МПРО Приход Храма Рождества Пресвятой Богородицы г.п. Малиновский,
* АНО СПОН «Югорчане»,
* АНО духовно-нравственного возрождения и социальной
помощи «Поколение».
Таким образом, реабилитация в секторе социальной реабилитации
несовершеннолетних с отклонениями в развитии предусматривает
широкие социально-реабилитационные мероприятия, эффективность
которых контролируется в условиях обычной жизни несовершеннолетнего.
Источник: письмо № 15/03-Исх-845 от 07.04.2021
Поделиться записью в соцсетях: